Игра-презентация новых книг «Группа захвата и гражданка в лаптях» рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Автор-составитель: М. И. Шапкина, библиотекарь абонемента (сейчас она работает во "ВзросЛитии")
Цели:
- Раскрывать фонд абонемента «Любознатик» через знакомство читателей с новыми книжными поступлениями.
- Учить детей самостоятельно ориентироваться в фонде.
- Формировать целостное представление о библиотеке.
- Пополнять библиотечно-библиографические знания детей.
- Воспитывать читательскую культуру.
Рекомендации по подготовке игры
В проведении игры-презентации задействованы двое библиотекарей. Один из них выступает в роли Бабы-Яги («гражданки» в лаптях), другой –
в роли ведущего.
Для проведения игры-презентации требуется следующий реквизит:
- Костюм Бабы-Яги. Обязательные атрибуты: лапти и метла.
- Четыре записки (См. текст)
- Мягкая игрушка «Лесовичок», высотой около 50 см
- Иллюстрированный указатель «Новые книги», выполненный в виде брошюры.
А так же книга Л. П. Васильевой –Гангнус «Азбука вежливости» (М., 1996).
Также необходимо:
1. В течение нескольких дней перед игрой проводить внутри библиотеки, по селекторной связи, звуковую рекламу в виде «тревожного сообщения»:
«Внимание! Прослушайте срочное сообщение! На младшем абонементе Детской библиотеки совершено загадочное преступление: похищены новые книги!!! Как стало известно, книги украдены непричесанной гражданкой, одетой в лохмотья. В руках грабительницы - метла, на ногах – лапти. Подозревается Баба-Яга. За более подробной информацией обращайтесь на абонемент «Любознатик».
2. За несколько дней до игры на кафедре младшего абонемента оформить следующее объявление:
«Караул! Помогите! Нас ограбили!!! Похищены новые книги! Поиск и поимка грабителя состоятся 4 января в 11 часов.
Группе захвата при себе иметь: голову на плечах, любопытные глаза, бесстрашное сердце…Награда ждет героев!»
К объявлению прилагается «фоторобот преступницы» (Рис. из файла «Герои сказок. Баба яга» или любое другое изображение Бабы Яги).
«Фоторобот» желательно расположить посередине объявления, между текстом, а именно между датой «14 января 11 часов» и словами «…группе захвата…» (См. приложение).
3. Навести идеальный порядок на всех полках с книгами, кроме одной. На этой полке потребуется показательный беспорядок, здесь будет спрятана «записка № 1» (См. текст).
Описание игры-презентации
В назначенный день и определённое время на абонементе «Любознатик» собираются дети, которые объявляются «Группой захвата».
Ведущий: Итак, друзья, нас ограбили! Преступница унесла новые книги, которыми мы хотели порадовать вас в дни зимних каникул. По нашим данным, украденное спрятано где-то в библиотеке. Похитительница дожидается сообщников, для того чтобы вместе с ними вынести книги из здания. Наверняка, она оставила для них указания, как ее найти.
«Группа захвата», ваша цель - опередить сообщников и первыми разыскать книги. Без разрешения руками ничего не трогать, чтобы не уничтожить следы преступления. Внимательно слушайте меня, я постараюсь помочь вам в поиске преступницы.
Итак, в день похищения сюда, на абонемент «Любознатик», пришла странная старушка в лохмотьях и лаптях. В руке она держала метлу. Зачем она приходила и как вышла, я не знаю. Незнакомка исчезла, словно в воздухе растворилась.
Позже я увидела брошенный на пол скомканный листок бумаги. На нем было написано (достает записку № 1): «Ищи там, где беспорядок».
Давайте вместе поищем и найдем этот самый «беспорядок».
Дети, отыскав полку с беспорядочно расставленными и брошенными книгами, объясняют, почему они выбрали именно эту полку и, ориентируясь на соседние полки, наводят на ней порядок.
Библиотекарь еще раз обращает внимание детей на элементарные правила расстановки книг (корешками наружу и т. д.).
На полочке с «беспорядком» спрятана записка №2:
«По «Компасу для малышей и малышек» найди полочку с книгами о птицах. Там, за мягкой игрушкой, спрятана записка».
Рассматривая «Компас», все ищут полку с книгами о птицах.
На полке с книгами о птицах находят записку № 3:
«Всех околдовав метлою,
книги я взяла с собою.
Если ты меня найдешь,
книги новые прочтешь.
Дальнейшие указания - на 1-й полке стеллажа с книгами
о технике».
Вед.: Ребята, мы на правильном пути! Теперь найдите по «Компасу» стеллаж с книгами о технике.
На полочке с книгами о технике спрятана записка № 4:
«Отыщи на «карте мира»
«Нескучайку-град».
Там сундук стоит волшебный,
В нем таится клад ».
Вед.: Ребята, это какая-то шифровка. Ну, при чем здесь «карта мира», что за «Нескучайка-град» имеется в виду?… А скажите-ка мне, юные сыщики, можно ли про «Компас для Малышей и малышек» сказать, что это «карта абонемента «Любознатик»?
Дети: Можно.
Вед.: Тогда, может быть, слова «Карта мира» означают карту всей Детской библиотеки?
Дети: Да.
Вед.: Кто знает, где находится «карта библиотеки»? Пойдем, поищем?
Все вместе, в холле 1-го этажа библиотеки находят «дерево», карту библиотеки. Затем вместе с библиотекарем читают названия залов, вспоминают их функциональное назначение:
Вопросилия – читальный зал. Кот Ученый рад приветствовать вас.
Театразилия – Мальвина и Пьеро пригласят вас на спектакли, поставленные по самым веселым сказкам. Актеры театра – дети, читатели библиотеки.
Видеозалия – утенок Дональд с удовольствием покажет вам видеофильмы.
Подрастайка – это игровой зал. Многие ребята уже побывали в гостях у Чебурашки и поиграли в интересные и добрые игры.
Любознатик – так называется абонемент для дошкольников и учеников 1х – 4х классов, там вас встречает Знайка.
Расчудесия – это компьютерный зал. Микки Маус поможет вам научиться играть в компьютерные игры и научит желающих работать с обучающими программами.
Разумник – на абонементе для учеников 5–9 классов самый главный -Страшила Премудрый. Он и помогает ребятам выбирать книги.
Нескучайка …
Ребята догадываются, что «Нескучайка» – это и есть искомый «Нескучайка-град».
Вед.: Ребята, можно ли скучать в игровом зале, хозяин которого самый большой на свете выдумщик Карлсон?
Дети: Нет.
Вед.: Я тоже думаю, что впереди у нас увлекательное приключение.
А теперь, очень тихо, чтобы не спугнуть преступницу, идем в «Нескучайку» и останавливаемся перед дверью.
Перед закрытой дверью зала «Нескучайка» «группа захвата» шепотом «разрабатывает план захвата», распределяя роли: кто как сможет напугать Бабу-Ягу.
«Группа» шумно «вваливается» в «Нескучайку»…
Яга (увидев детей, начинает громко стонать): Ой! Не могу! Ну не смогу я столько съесть – старая стала, здоровье уже не то.
Вед.: А что же ты есть собралась?
Яга: Да не «что», а «кого». Вас надо съесть…ой, не могу…
Вед.: Зачем же это нас есть?
Яга: А в моей сказке так полагается – всех невежливых надо съесть.
Вед.: Но мы очень вежливые, правда, ребята?
Дети: Да…Очень…
Яга: Вежливые?!! (загибая пальцы на руке) Зашли не поздоровались; шумите так, будто в лесу, а не в библиотеке; пожилого человека, меня, то есть, напугали…
Вед.(обращаясь к детям): А ведь права Баба-яга. Давайте поздороваемся и вести себя будем очень тихо, ведь мы в библиотеке.
Дети: Здравствуйте.
Вед. (обращаясь к Яге): Уж ты прости нас, Бабушка-Яга. Кстати, откуда это тебе известны правила поведения?
Яга: Вот, прочитала в книге «Азбука вежливости»! (гордо показывает книгу). Ой!.. (испуганно).
Вед.: И правда, «ой»! Книга-то, наша, библиотечная, исчезла она с младшего абонемента. Посмотрите, на ней и печать есть: «Центральная городская детская библиотека г. Трехгорный». А выносить с абонемента книги без записи, между прочим, очень невежливо, да и читателей поедать у нас не полагается! В общем, Баба-Яга, ты себя выдала, отдавай нам наши книги!
Яга: Ладно-ладно, забирайте ваши книги (достает старую, потрепанную книгу В. Бианки к обложке которой скрепками прикреплен листочек с надписью, выполненной фломастером « Бианки.В. Мышонок Пик.). Вот, « Бианки В. «Мышонок Пик».
Вед.: Нет, Баба-Яга, ты у нас взяла новую книгу, вот такую
( показывает помещенное на одной из страниц «Иллюстрированного указателя» отсканированное изображение обложки книги В. Бианки «Мышонок Пик», доказывая, что надо вернуть новую книгу: Бианки В. Мышонок Пик.- М , 1999.- 80 с.: ил.). Это значит, что автор книги писатель Виталий Бианки, название ее «Мышонок Пик», издана она в Москве в 1999 году, в ней 80 страниц и есть иллюстрации.
Яга: Ну, ладно, ладно, возьмите свою книгу. А книжечка – то интересная, жаль с ней расставаться (Нехотя возвращает требуемую книгу, доставая ее из сундука).
Вед.: Ребята, давайте напомним Бабе-Яге, какие еще книги она должна нам вернуть.
Дети, с помощью библиотекаря, пользуясь «Иллюстрированным указателем», показывают Бабе-Яге отсканированные изображения обложек нескольких «пропавших» книг; зачитывают и комментируют их краткое библиографическое описание.
Баба-Яга возвращает и эти книги.
Вед.: Ну что, Баба –Яга, доказали мы, что книги наши у тебя? Пора их вернуть?
Яга: Доказали!… Все забирайте!…
Вед.: А что же теперь с тобой делать?
Яга: Как, «что делать»?! Вы хотели читателей с новыми книгами познакомить? Хотели! Я вам помогу это сделать, а вы меня в Детскую библиотеку запишите, уж очень книги здесь у вас интересные, а есть я никого не буду – я теперь вежливая!
Вед.: Ну, ребята, запишем вежливую Бабу-Ягу в библиотеку?
Дети: Да.
Вед.: Тогда, Баба-Яга, давай новые книги показывать…
Ведущий и Баба Яга проводят обзор новых книг.
Список использованной литературы
- Бианки В. В. Мышонок пик / Худ. Е. Подколзин. - М.: Стрекоза, 1999. - 80 с.: ил..
- Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости / Ил. С. Алимова. - М.: Росмэн 1996.-127 с.: ил.
- Новые книги: Иллюстрированный рекоменд. библиогр. указатель / Сост. О. В. Возисова.- Трёхгорный: ЦГДБ, 2002. – 10 с.
- Вконтакте
Мы в социальных сетях: