Настенная игра "Большая сказочная контрольная"

Настенная игра «Большая Сказочная Контрольная», разработанная для детей младшего и среднего школьного возраста, строится на материале газеты «Жили-были».

Автор-составитель: О.П. Ирзун, зав.отделом развития и систематизации ТЧД

 Цели игры:

  •  Знакомить детей с литературными и народными сказками и тем самым    расширять их круг чтения.
  • Формировать читательскую и информационную культуру.
    •      Стимулировать мотивации к чтению.
    •      Способствовать развитию творческой читательской деятельности.

 Рекомендации к оформлению настенной игры.

 Настенная игра оформляется в виде большой тетради. Тетрадь состоит из семи страниц. Формат каждой страницы равняется размеру одного листа ватмана.

 В помощь играющим представлена выставка книг, в которых содержатся  ответы на заданные вопросы (См. список литературы).

 За каждый правильный ответ детям вручается 1 «эрудитка» - условный библиотечный оценочный знак.

 Методическое описание игры

1-я страница «тетради»
Изображение  Кота Ученого. Справа от него следующее обращение:

 «Мурр-мяу! Здравствуйте! Надеюсь, узнали меня? Правильно, я – Кот Ученый, главный редактор самой лучшей в мире сказочной газеты «Жили-были».

Мы тут в своем Лукоморье узнали, что вы, уважаемые отличники чтения, любите отвечать на разные хитрые вопросы. Вот мы и решили прислать вам тетрадь с БОЛЬШОЙ СКАЗОЧНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ.

В школе вы контрольные пишете? А списывать нельзя? Я так и думал!

Ну, так вот! В нашей сказочной контрольной списывать… МОЖНО! Так мы всем Лукоморьем решили: ежели кто чего не знает, не робей, полезай в книги, ищи ответ! Книги-то, они ведь на то и существуют, чтоб в них заглядывали, ответы на вопросы искали… Понятно я сказал? Тогда за дело!»

 Задание 1. Кот Ученый интересуется

 Тот, кто читает сказки, сам становится немного волшебником. По крайней мере, он знает некоторые волшебные слова. А вы знаете, кто произносил ЭТИ волшебные слова?

  1.  По щучьему веленью, по моему хотенью …
  2. Сивка бурка, вещий каурка!/ Стань передо мной, как лист перед травой!
  3. Сим-сим, открой дверь!

4.  Лети, лети, лепесток,/ Через запад на восток, / Через север, через юг, / Возвращайся, сделав круг./ Лишь коснешься ты земли – / Быть по -моему вели

  1. Раз, два, три. Горшочек, вари!
  2. Вот я, вот я превращаюсь в воробья!
  3. Кара – барас!
  4. Мутобор!
  5. Бамбара, чуфара, ларики, ерики,  пикапу, трикапу, скорики, морики!

     9.  Мы одной крови, ты и я!

 Ответ:

  1. 1.      Емеля (Русские волшебные сказки.- М., 1989.- С. 58).
  2. 2.      Иванушка (Там же.- С. 31).
  3. Атаман разбойников, Али-Баба, Касим (Тысяча и одна ночь.- М.1994.- С. 54, 55, 62)
  4. 4.      Женя (Катаев В. Цветик-семицветик.- М., 1997.- С. 10).
  5. 5.              Старушка и  мама девочки (Гримм братья. Горшок каши.- М., 1988.- С.3).
  6. Костя Малинин, Юра Баранкин. (Медведев В. Баранкин, Будь человеком!.- М., 1997.- С. 32).
  7. 7.      Мойдодыр (Чуковский К. Сказки.- М., 1984.- С. 27).
  8. 8.              Калиф Хасид и визирь Манзор (Гауф В. Калиф-аист.- Ростов–на–Дону, 1995.- С. 13).
  9. 9.              Бастинда, Элли.( Волков В. М. Волшебник Изумрудного города .- М., 1992.- С. 11, 71, 83)
  10. 10.   Маугли ( Киплин Р. Маугли.- М., 1982.- С. 50).

 Задание 2: Разноцветные сказки

 арисован луг с полевыми цветами, над которым раскинулась радуга. На каждой из цветных полос написано слово, обозначающее ее цвет.

Вопрос: «Какое слово должно стоять вместо многоточия?»

 Сказка Ш.Перро «Красная …»

  1. Сказка Ш.Перро «Синяя …»
  2. Волшебная повесть А.Погорельского «Черная …»
  3. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый …»
  4. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая …»
  5. Сказка П. Бажова «Голубая …»
  6. Сказка С. Аксакова «Аленький …»

 Ответ:  1. Шапочка; 2. борода; 3. курица; 4. туман; 5. Шейка; 6. Змейка; 7. Цветочек  (Жили-были – 1995.- 5-6 марта.- С. 26).

 2-я страница «тетради»

Задание 3: Кошачий кроссворд

В верхней части листа изображены две рыбки. На их фоне написаны вопросы для кроссворда:

 По горизонтали:

  1. Крупная пятнистая кошка Южной Америки

5.  Домашнее животное, которое мурлычет

     6.  Одна из самых крупных кошек, которая носит матросскую      тельняшку

  1. Большая кошка Африки и Азии, героиня сказки Р. Киплинга «Маугли»
  2.  Кошачья нога
  3.  Устрашающий звук, который издает рассерженный лев
  4.  Даже дамы в кошачьем роду имеют …

  Ответ: 2. Ягуар; 5. кошка; 6. тигр; 9. пантера; 10. лапа;  11. рык; 12. усы.

  По вертикали:

      1.  Кошка, живущая в лесах и пампасах Южной и Северной Америке. Она стала эмблемой известной фирмы, выпускающей спортивную одежду

      3. «Я сказал бы кошке «Брысь!», да страшнее кошки …»

      4. Кошачье вооружение

      7. Единственная дикая кошка, которая в древности помогла человеку на охоте

      8. Царь зверей

      9. Кошка, живущая в городах и предгорьях Средней Азии. Она упоминается в поэме М. Лермонтова «Мцыри»

     10. Самый большой кошачий зуб.

 Ответ: 1.Пума; 3. рысь; 4. когти; 7. гепард; 8. лев; 9. барс; 10. клык  (Жили – были 1995.- Май-Июнь .- С. 32) 

 Кроссворд размещен ниже, на рисунке кошки черного цвета. Клетки кроссворда не закрашены

 3-я страница «тетради»

 Задание 4: Редакция Домового Кузьмы Кузьмича

 Изображение домового Кузьки на фоне русской избы.

Текст: «Пословицы и поговорки знаете? А я вот запамятовал. Начало помню, а конец – из памяти долой… Вот как бывает-то! Выручайте! Я скажу начало, а вы уж – дальше. Договорились? Тогда начнем!»

  1.  Кончил дело - …
  2. Терпенье и труд …
  3. Каков гость, …
  4. Береги платье снову, а …
  5. Не рой другому яму, …
  6. Нет птицы, чтобы пела, а
  7. Всяк купец …
  8. У друга вода лучше, чем …
  9. Упасть не беда, беда …   
  10. Велик вырос , да …

  Ответ:

  1. Кончил дело – гуляй смело.
  2. Терпенье и труд все перетрут.
  3. Каков мастер, такова и работа.
  4. Береги платье снову, а честь смолоду.
  5. Не рой другому яму, сам в нее попадешь ( или ввалишься).
  6. Нет птицы, чтобы пела, а не ела.
  7. Всяк купец свой товар хвалит.
  8. У друга вода лучше, чем мед у врага.
  9. Упасть не беда, беда не подняться
  10. Велик вырос, да ума не вынес.

(1.    Русские пословицы и поговорки.- М., 1994.- С. 248-317.

2. Жили – были .- 1995.- 5-6 марта.- С. 26).

 Задание 5: Слово Ивану-Царевичу

 Изображение  Ивана Царевича  на сером волке.

         Текст: «Слово Ивану-Царевичу. Он в Лукоморье зав. отделом по борьбе с бандитизмом».

        Обращение Ивана Царевича: «Как я рад, друзья! Меня удостоили чести задать вам сказочные вопросы. Я уверен, что вы прекрасно знаете сказки. Удачи вам! Итак, вопросы:

 1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал … Кого?

Ответ: Колобок  (Жили-были.- М, 1993.- С. 21-25).

 2. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь?

Ответ: Кот  в сапогах  (Перро Ш. Волшебные сказки.- М., 1984.- С. 34-41)

 3. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он?

Ответ: Кощей Бессмертный. (Жили – были .- М., 1984.- С. 108-120)

4. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако, в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто ее выручил?

Ответ: Комарик (Чуковский К.И. Муха-цокотуха.- М., 1988.- С. 26)

 5. Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю. Кто был главарем этой банды ?

Ответ: Баба Яга (Жили – были .- М., 1993.- С. 103 –110)

 6.  Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины?

 Ответ: Рыбак.(Пушкин А.С.-Сказка о рыбаке и рыбке .- М.,1986.-24с.)

 7.  Забравшись в чужой дом, некто съедает обед, ломает мебель и вообще устраивает беспорядок. Чей это был дом?

 Ответ: Дом  трех медведей. (Русские сказки про зверей .- Владимир, 1994.- С. 94-99)

 8. Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу. И находит ее тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким помогло юноше одно известное огородное растение. Назови его.

  Ответ: Горох (Андерсен Г.Х. Сказки.- М., 1976.- С. 69-72)

 9. Девушка знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужила  ее странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Из чего вязала обвиняемая ?

 Ответ: Крапива (Андерсен Г.Х. Сказки .- М., 1976.- С. 97-116)

 4-я страница «тетради»

Задание 6: Богатырские доспехи

 Изображен русский богатырь. Рядом - его доспехи и современное вооружение: пистолет, гранаты, перочинный нож, рапира.

Текст: «И еще один мой вопрос. Собрался у нас Илья Муромец в поход против войска половецкого показать удаль молодецкую. Да вот беда, все доспехи в кладовой перепутались. Помогите богатырю выбрать доспехи и вооружение».

Ответ: Меч и ножны, щит, лек и стрелы, палица, рында, шлем (Русские богатыри.- Минск, 1995.- С. 1)

 5-я страница

 На этой странице нарисованы силуэты лошадей, а также Сивка-бурка и запряженные в тройку красивые кони.

 Задание 7: Задачка Конька-Горбунка

 Текст: «А теперь самые главные задания. Без них КОНТРОЛЬНАЯ не принимается. Одно из них от Конька-Горбунка. Он в Лукоморье курьер для особых поручений.

С помощью «Словаря русского языка» С. Ожегова определите цвета шести дальних родственников Конька-Горбунка :

          Горбунок встречал гостей –

          Шесть коней шести мастей:

          Каурый, чалый, вороной,

          Соловый, пегий и гнедой».

 Ответ:

             1. Каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

      2. Чалый – с вкрапленными белыми волосами в шерсти основной окраски ( обычно серой ), а также светлый с черной гривой и хвостом или наоборот ( о масти лошадей).

       3. Вороной – черный.

              4. Соловый – желтый со светлым хвостом и светлой гривой.

  5. Пегий – пятнистый, пестрый.

       6. Гнедой – красновато – рыжий с черным хвостом и гривой.

(1. Ожегов  С.И.   Словарь  русского языка .- Екатеринбург, 1994.- С. 233 ( 1) ; 761 ( 1) ; 84 ( 1) ; 648 ( 2 ); Жили-были.- 1995.- 5-6 марта.- С. 32)

  «Если расшифровали цвета, садитесь на каурого коня. Для этого нарисуйте его и раскрасьте правильно. Кто не может нарисовать, воспользуйтесь трафаретом, который попросите у библиотекаря читального зала.

Итак, конь оседлан. Счастливого пути вам к Дому Сказок, где состоится финальная игра «В путь , эрудиты!»

 7-я страница «тетради»

 Задание 8: Волшебный     клубок

 Нарисован волшебный клубок, на нем помещен текст задания:

        «Нить от правильного ответа на вопрос приведет к следующему  домику, а, правильно ответив на все вопросы, ты сможешь попасть в Дом Сказок».

 Вопрос 1: Кого называли «Феей летающего домика»?

Варианты ответа:

 1. Элли;

             2. Виллинду;

 3. Стеллу.

Ответ: Элли (Волков В. М. Волшебник Изумрудного  города.- М., 1992.- С. 15)

 Вопрос 2: Кто сказал , что дом поросенка должен быть крепостью?

Варианты ответа:

      1. Ниф – Ниф;

             2. Наф – Наф;

      3. Нуф – Нуф.

Ответ: Наф – Наф (Михалков С. В. Три поросенка .- М., 1996.- С. 10)

 Вопрос 3: Какое слово пытался сложить из льдинок Кай в чертогах Снежной Королевы?

Варианты ответа:

  1. Одиночество;
  2. Забвение;
  3. Вечность.

Ответ: Вечность (Андерсен Г.Х. Снежная Королева .- М., 1976.- С.  23)

 Вопрос 4:

Кому принадлежали слова: «Если б я был голубем. Мне было бы в моем домике очень-очень уютно».

Варианты ответа:

  1. Гулливеру;
  2. Карлсону;
  3. Куму Тыкве.

Ответ: Куму Тыкве (Родари Д. Приключения Чипполлино .- М., 1993.- С. 16)

 Вопрос 5: Кто выгнал Зайца из его лубяной избушки?

Варианты ответа:

  1. Волк;
  2. Лиса;
  3. Медведь.

Ответ: Лиса (Жили – были.- М., 1993.- С. 33)

Список использованной литературы

 

  1. Андерсен Г.Х. Сказки / Худ. А. Кокорин.- М.: Моск. рабочий, 1976. - 295 с.
  2. Волков В.М. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. - М.: Издательский дом детской книги, 1992. - 241 с.
  3. Гауф В. Калиф–аист. - Ростов–на–Дону : Феникс, 1995. - 18 с.
  4. Гримм Я., Гримм В. Горшок каши: Сказки/ Братья Гримм;  Пер. с нем. А.В. Введенского.- М.: Дет. лит., 1988.- 31 с. : ил. – ( Школьная б-ка «Читаем сами»).
  5. Жили – были : Сказки русские народные / Худ. С. Рачев; Сост. Л. Грибова.- М.: Малыш, 1993.- 207 с.: ил.
  6. Катаев В. Цветик–семицветик: Сказка.- М.: Оникс,1997.-47 с.: ил.
  7. Киплинг Р. Маугли: Повесть-сказка.-М.:Дет.лит.,1982.-174 с.: ил.
  8. Медведев В. Баранкин, будь человеком! – Тула: Сантакс-Пресс, 1997. – 160 с. – ( Б-ка школьника).
  9. Михалков С.В. Три поросенка / Рис. К. Ротова.- М.: Оникс, 1996. - 32 с.: ил.
  10. 10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург: Урал-Советы, 1994. - 800 с.
  11. 11. Перро Ш. Волшебные сказки / Ил. Б. Дехтерева.- М.: Дет.лит., 1984. - 128 с.: ил.
  12. 12.  Пушкин А.С.  Сказка о рыбаке и рыбке. - М.: Дет. лит., 1992. - 24 с. : ил.
  13. 13. Родари Д. Приключения Чипполлино: Сказка.- М.: Малыш, 1993. - 270 с.: ил.
  14. 14. Русские волшебные сказки/ Сост. М. Булатов. - М.: Сов. Россия, 1989. - 215 с.: ил.
  15. 15. Русские пословицы и поговорки:Учеб.словарь/Авт. В.И. Зимин и др. – М.: Школа-Пресс, 1994. - 320  с.: ил.
  16. 16. Русские  сказки  про  зверей  /  Собрала  О.   Капица;        Худ. Л. Токмаков. - Владимир: Золотые ворота, 1994. - 111 с.
  17. 17. Тысяча и одна ночь: Арабские сказки/ Пер.М. Салье. -М. : АЗ БУКИ, 1994.- 199 с. : ил.
  18.  Чуковский К.И. Муха-цокотуха. -  М. : Дет. лит., 1988.-  95 с.: ил.

 

Вконтакте

Навигация

Контакты

8 (35191) 4-16-16

График работы

Пн, Вт, Ср, Чт, Пт: 08:00 – 19:00 Сб: выходной Вс: 10:00 – 18:00

Последняя среда месяца – санитарный день